Скульптуру Веры Мухиной из Останкинского везли в Париж в 28 вагонах
Вышла в свет книга куратора Музея ВДНХ Павла Нефёдова «Гастроли и трофеи. Выставки Москвы. ХХ век». Она рассказывает о российских и международных выставках, проходивших с начала 1920-х годов. Об этом сообщает газета «Звёздный бульвар».
Скульптуре «Рабочий и колхозница», созданной Верой Мухиной по эскизам архитектора Бориса Иофана, посвящена целая глава. Этот памятник, как известно, был представлен на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
— Композиция высотой 24,5 метра и весом 75 тонн, символизирующая советскую молодёжь и обновление, произвела сильнейшее впечатление на французов. Говорят, что даже был объявлен сбор средств, чтобы выкупить её у советского правительства, — отметил автор книги.
Разумеется, эталон соцреализма капиталистам не отдали, но, как пишет Павел Нефёдов, повторная разборка, доставка и сборка принесли столько хлопот, что проще и дешевле было бы создать скульптуру заново. Если в Париж распиленную статую везли в 28 железнодорожных вагонах, то обратно в конце апреля 1938 года её отправили пароходом «Кама» в Ленинград, а потом по железной дороге в Москву. При этом многие фрагменты сильно деформировались, например ноги и 30 метровый шарф, ведь для их изготовления использовалась сталь толщиной всего 0,5 миллиметра. В Москве их пришлось делать практически заново, и толщина облицовочных листов составила уже 2 миллиметра.
Обновлённую статую установили на аллее у тогдашнего главного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне Северный вход), причём на семь дней позже официального открытия ВСХВ, состоявшегося 1 августа 1939 года. Уж очень непросто было подогнать друг к другу части скульптуры. Кстати, сама Вера Мухина мечтала установить «Рабочего и колхозницу» на Ленинских горах. Также рассматривалась идея украсить этой композицией шлюз Рыбинского водохранилища. Подробнее читайте в «ЗБ».